РУБРИКА:
СТРАНИЦЫ ИЗ ИСТОРИИ ДИЗАЙНА
В этой рубрике размещены интересные страницы
об известных и неизвестных событиях в истории дизайна
Эйлин Грей – знаменитая и
Эйлин Грей – удивительная женщина, создавшая большое количество превосходных вещей, которые стали иконами предметного дизайна.
Красивая женщина эпохи модерна, осмелившаяся проникнуть на «мужскую территорию».
Её называют: «самая неизвестная знаменитость века»
Эйлин Грей слишком рано вошла в «мужскую» архитектурно-художественную среду
Несмотря на её талант и прогрессивное мышление пробиться в обществе дизайнеров-мужчин того времени было практически невозможно
Некоторые попросту завидовали её таланту,
а «зависть – первый помощник чёрта», ни о какой известности речи не могло идти, а она была человеком гордым, аристократичным, не желавшим доказывать свою состоятельность в мужской сфере
неизвестная
Эйлин появилась на свет 9 августа 1878 года в Ирландии,
при рождении получила имя Кэтлин Эйлин Морей Смит,
она была пятым ребёнком в семье
В 1893 году её мать унаследовала титул баронессы Грей,
после чего вся семья стала носить фамилию Грей
Брак родителей распался, когда Эйлин было одиннадцать лет
Отец, Джеймс Макларен Смит, ушёл из семьи и уехал
в Италию заниматься творчеством: он был шотландским художником-пейзажистом.
Эйлин любила проводить с ним время в живописных экспедициях, в разлуке она очень скучала по нему
В 1900 году её отец умер, но в это время открывается Всемирная Выставка в Париже – L'Exposition Universelle, посещение которой оставило сильное впечатление, которое заставило Эйлин полюбить Париж. Её, увлекающуюся всем новым и новаторским, поразила экспозиция Дворца электричества: 7000 лампочек, автомобили и самолеты –
всё это было новым, необычным для неё
В 1901 году девушка поступила в лондонскую художественную школу Slade, но учебная программа не удовлетворяла Эйлин: много теории – мало практики.
В Лондоне Грей увлеклась изучением дальневосточной техники лакировки – ходила на мастер-классы в Музей Виктории и Альберта. В 1902 году Грей переезжает
во Францию, которая пленила её, и остаётся там навсегда.
В Париже она продолжает обучение в Школе Коларосси (Académie Colarossi) и Академии Жюлиана (Académie Julian). Эйлин упорно практикуется в рисунке, совершенно не планируя становиться художницей
В 1905 году она возвращается в Лондон, чтобы ухаживать
за своей заболевшей матерью
В Лондоне она случайно наткнулась на лаковую студию Чарльза Дина в Сохо и, заинтересовавшись процессом лакировки, убедила принять её в студию в качестве ученицы
Вернувшись в Париж, она покупает четырехкомнатную квартиру в роскошном особняке на улице Бонапарт, 21
в Сен-Жермен-де-Пре, подстригает волосы, отказывается
от эдвардианской одежды в своем гардеробе. Эйлин стала очень эффектной девушкой: высокая, статная, голубоглазая, элегантная, с безупречными аристократическими манерами. Её часто видят несущейся по ночному Парижу за рулем открытого автомобиля в пальто от Пуаре и шляпке от Ланвен.
В Париже она знакомится с мастером лакировки японцем Сейзо Сугаварой, который приехал в Париж на выставку 1900 года и, также как она, был очарован городом и остался там

В 1910 году Эйлин открывает с ним общую мастерскую недалеко от своей квартиры

Вначале она оттачивает свое мастерство лакировки
на мелких деталях и панелях,
но мечтает создать что-нибудь фантазийное

В результате поисков Грей создаёт четырёхпанельную ширму «Le Destin» («Судьба»), сделавшую её достаточно известной художницей
Жак Дусе становится первым клиентом Эйлин, купив эту ширму. Он был известным коллекционером и одним из ведущих кутюрье того времени
Он настоял на том, чтобы Грей подписала ширму и поставила дату – «Грей 1914»/ Она редко подписывала свои работы

В 1913 году она впервые выставляет свои работы в Салоне художников-декораторов

В 1915 году Грей уезжает из Парижа в Лондон, где живёт следующие два года

В 1917 году в английском Vogue появилась статья о творчестве Эйлин Грей под названием «Художник в лаке»: «Она стоит особняком, уникальна, поборница исключительно свободного метода выражения»
Грей наполнила квартиру мадам Матье Леви атмосферным воздухом, скульптурным пространством, с приглушенной цветовой гаммой. Интерьер, созданный ею с нуля, был разработан от архитектуры помещения до всей мебели и системы освещения. Здесь всё было оригинально:
форма её кресла Bibendum в виде шин Michelin,
форма кушетки Pirogue напоминала индейскую лодку
и светильники. Это была квартира «совершенно современная, хотя в ней много любви к старине», так о квартире писал журнал Harper's Bazaar за 1920 год
В 1919 году мадам Матье Леви, богатая владелица бутика, известная модистка, заказывает Эйлин Грэй дизайн интерьера квартиры с пожеланием, что это должен быть «новый, оригинальный, инновационный проект». Это был
её первый заказ, давший возможность Эйлин понять: каким должен быть дизайн при создании общей среды. Она определила для себя, что дизайн и архитектура должны быть в единой связке, что позволило ей создавать проекты своей мебели как неотъемлемую часть здания
Работа над проектом длилась четыре года (1917 – 1921гг.): был создан дизайн стен, ковры, мебель, в том числе кресло Bibendum, светильники. Кресло Bibendum – это одно из самых узнаваемых произведений дизайна XX века, с регулируемой спинкой: положение работа-отдых, форма спинки, по словам Эйлин Грэй, навеянная шинами Michelin – всё это было инновационным. Кресло Bibendum большое и удобное, его глубина 840 мм, высота 740 мм, видимая часть опоры выполнена из хромированной стали. Кресло Bibendum было стилистически прогрессивным для того времени, задуманным как часть модернистского движения, которое принципиально отличалось от традиционных работ
В 1972 году в Лондоне прошла первая ретроспективная выставка её работ под названием «Эйлин Грей – пионер дизайна», уже в следующем году была организована выставка её работ в Дублине, после которой RIAI присудил почётную стипендию 95-летнему дизайнеру – Эйлин Грей, в том же году она получила звание «Королевский промышленный дизайнер» Великобритании. Тогда же она была избрана почетным членом Королевского института архитекторов Ирландии, а в Национальном музее Ирландии декоративно-прикладного искусства и истории на территории казарм Коллинза есть постоянная выставка её работ
Эйлин Грей умерла в Париже 31 октября 1976 года
О её смерти было объявлено по французскому национальному радио
Впервые имя Эйлин Грэй прозвучало в СМИ
Творческое наследие этой талантливой женщины:
девять зданий и около 45 проектов
Похоронена она на кладбище Пер-Лашез в Париже,
но могила её из-за не уплаты лицензионного сбора потеряна
В 1922 году Грей открывает салон, Galerie Jean Desert
на улице Фобур-Сент-Оноре в Париже, где продаёт свою мебель, в дизайне которой начинает использовать стили абстракции, ар-деко
Она сама создала дизайн фасада и придумала название магазина, под именем не существующего мужчины,
чтобы не «возбуждать» публику, так как содержать магазин
для женщины в Париже 1922 года было по-прежнему необычным
Магазинчик не был прибыльным, но клиентуру привлекал известную, особенно благодаря коврам с абстрактными рисунками, это были: американский поэт Эзра Паунд, ирландский писатель Джеймс Джойс и парижский дизайнер-модельер Эльза Скиапарелли
Вначале своего творчества Грей использовала дорогие, роскошные материалы: экзотические породы дерева, слоновую кость и меха. В середине 1920-х ее изделия стали проще, техничнее, чём ощущается её растущий интерес
к работам Ле Корбюзье и других модернистов, которые
более ценили полезность, а не украшательство
В 1930 году магазинчик разорился и его пришлось закрыть
В 1920-х годах её работы привлекли внимание ведущих деятелей голландского авангарда, таких как архитектор Якобус Йоханнес Ауд, связанного с голландским движением De Stijl. В 1924 году её творчеству был посвящен специальный выпуск голландского журнала «Wendingen»
В 1921 году Грей состояла в романтических отношениях
с румынским архитектором и писателем Жаном Бадовичи, который поддерживал её растущий интерес к архитектуре. Так как Эйлин никогда не обучалась архитектурному делу,
то с 1922/1923 по 1926 год она изучала теоретические основы архитектуры и строительства, брала уроки черчения, побывала на строительных площадках, училась разбираться
в архитектурных проектах, самостоятельно перерабатывая их
В 1926 году недалеко от Монако Эйлин Грей начала строительство дома для отдыха по своему проекту.
В этом доме она предполагала жить с любимым человеком: «Как и музыка, работа имеет смысл только тогда, когда её свидетелем является любовь», – написала она в записной книжке
Эйлин подобрала на Лазурном берегу прекрасное место
и на свои деньги построила виллу E-1027 почти полностью своими руками, оформила интерьер дома вещами,
ею созданными
По словам некоторых архитекторов, вилла E-1027 была спроектирована на основе «Пяти пунктов новой архитектуры» Ле Корбюзье:
1.дом открытой планировки
2. стоит на столбах
3. с горизонтальными окнами
4.с открытым фасадом
5. крышей, доступной по лестнице
Сама Грей была против концепции Корбюзье «дома-машины»:
дом – это следующая оболочка человека после одежды, поэтому свою виллу Грей проектировала, скорее всего, исходя из своих личных ощущений, обращая внимание на то, как она сама будет двигаться по дому, что будет видеть из окна
Вся мебель и внутренние планировки виллы индивидуальные, нестандартные, новаторские, сделанные специально для жильцов хозяйкой виллы. И мебель, и интерьер были продуманы до мелочей
В 1930 году дом был построен. Он напоминал морской лайнер: парусиновые шторы, блестящие металлические перила,
как на корабле, ковры с морскими рисунками, а на стене висела огромная карта с надписью: «Счастливого плавания», рядом лампа, которая освещала карту ночью
Мебель также подчёркивала принадлежность к кораблю: кожаное кресло «Transat» с металлическим каркасом,
похожее на шезлонги морских лайнеров, да и остальные
вещи «пели в унисон». Это была семья вещей, которые должны были существовать вместе
В доме всё передвигалось и трансформировалось: столы ездили по рельсам, табуретки могли превращаться
в лесенки, полки вращались, шкафы прятались
и появлялись, а с помощью зеркал и ширм одна комната могла превратиться в несколько
Планы этого дома Эйлин представила в 1930 году на первой выставке Союза современных художников в Париже. Вскоре после завершения строительства дома Грей и Бадовичи расстались. Грей ушла, оставив дом Е-1027 и всю мебель Бадовичи, захватив с собой лишь одежду и столик
В 1931 году Грей начинает работу над новым проектом дома «Tempe à Pailla», расположенном в Кастелларе в Провансе
Ей было 54 года, когда дом был построен Вилла «Tempe à Pailla», что в переводе означает «время сбора урожая», была её убежищем от мира
Дом был небольшой, одноэтажный, с гостиной, столовой, двумя отдельными спальнями, ванной комнатой и кухней
Мебель в доме большей частью была трансформируемой: шкафы могли расширяться, обеденная банкетка могла превращаться в стол или стать местом для хранения
Эйлин по-прежнему вдохновлялась структурой кораблей. Морская тематика чувствуется в широких, открытых «палубах», окружающих узкие интерьеры, что даёт много естественного освещения и широкий доступ на улицу, обеспеченный гостиной, расширенной террасой
Дизайн виллы «Tempe à Pailla» минималистичен, функционален, основные архитектурные компоненты выполнены в истинно модернистской манере
В этом проекте Эйлин Грей приняла функциональность эстетики, таких архитекторов, как Ле Корбюзье, которая занимала центральное место в их работах, но она отошла
от идеальной свободной планировки Ле Корбюзье, создав большое количество отдельных пространств, усилив панорамный вид на сам дом
В своих архитектурных проектах, Грей интересно было находить оригинальные решения проблемы организации пространств, хранения, освещения и вентиляции помещений Она спроектировала и создала многоуровневую кухню, источником проекта которой стала «Франкфуртская кухня» Маргарет Шютте-Лихоцки
В 1937 году Эйлин была приглашена Ле Корбюзье для участия
в Парижской международной выставке в его павильоне
«Pavillon des Temps Nouveau», где она представила новаторский проект общественного центра отдыха
Это был один из многих проектов, которые так и не были осуществлены
В 1938 году Бадовичи позволил Ле Корбюзье начать серию росписей в вилле «E-1027». Грей, как автор проекта, была категорически против, считая, что росписи полностью нарушают концепции дизайна, а вмешательство Ле Корбюзье в дизайн дома назвала «актом вандализма»
Начало войны (1939 год) Грей встретила в своём доме
в Кастелларе. В 1941 году была вынуждена как иностранка переехать вглубь страны. Затем её переезды были связаны
с усиливающимися бомбардировками



При переездах в военное время она потеряла значительную часть своего имущества: мебель, свои проекты, а сам дом
в Кастельяре «Tempe à Pailla» был разграблен и сильно поврежден. В конце войны Грей возвращается в свою квартиру в Париже. Здесь Эйлин пытается работать над проектом культурного центра, который так и не был построен, проектирует декорации для постановки пьесы «Ирландский эпос»
После окончания войны у Эйлин Грей стали ухудшаться зрение и слух, но она продолжала работать
В 1954 году она начинает строительство нового дома недалеко от Сен-Тропе для себя. В 1958 году строительство было закончено
Эйлин Грей была человеком застенчивым, испытывающим глубокую неприязнь к саморекламе
Со времён своей молодости она выбрасывала приглашения
на собственные вернисажи, появляясь там инкогнито. Никогда не встречалась с журналистами, перед смертью сожгла все свои письма и фотографии
Она общалась с миром только созданными ею вещами, которые уходили с аукционов за баснословные суммы,
а она отзывалась об этом как о «полном бреде»
После войны о ней забыли на целых 30 лет,
сама она иронично называла себя «самой неизвестной знаменитостью века»
Американский коллекционер Роберт Уокер, случайно заметив её «лаковые» заинтересовался ими. Эти работы были представлены на парижский аукцион 1972 года, где
Ив Сен-Лоран купил «Le Destin» и кресло «с драконами»,
чем привлёк внимание и интерес к работам Эйлин Грей

Кстати, антикварное кресло с драконами, принадлежавшее Иву Сен-Лорану, было продано 24 февраля 2009 года
на аукционе Christie's за 21,9 миллиона евро, оно стало
самым дорогим предметом мебели XX века
Многие почитатели Ле Корбюзье даже не слышали об Эйлин Грей, гениального дизайнера, предвосхитившего некоторые идеи своего знаменитого соседа и других коллег-современников

Мебель из стальных трубок, аскетичная и функциональная, очень популярная в конце двадцатых годов, была изготовлена Эйлин Грей гораздо раньше, а её столик Е 1027 копировали
и выпускали под своей маркой очень многие производители

В 1979 году в Лондоне в Музее Виктории и Альберта состоялась большая ретроспективная выставка работ Эйлин Грей, а в 1980 году на аукционе Sotheby's в Монте-Карло была организована распродажа коллекции её мебели, в 2000-ом году Национальный музей Ирландии приобрел коллекцию мебели и личных вещей из парижской квартиры
Эйлин Грей. 1973 год
C домом E 1027 связана одна мистическая легенда: по вполне официальной версии смерти Ле-Корбюзье считается, что он утонул, засмотревшись на дом Е-1027. По мнению некоторых современников, вполне возможно – он так и не смог смириться с тем, что его в чём-то превзошла хрупкая, практически никому известная женщина
PS