ВЕТЕРАНЫ ООО «СДР»
Ветераны ООО «СДР» – это особые люди, которые внесли огромный вклад в развитие культуры и экономики нашей странны. Изучая их жизненный путь, богатый приключениями и событиями, полными и достижений, и драматизма, невольно понимаешь, что их жизнь глубоко связана с историческими событиями России
Сегодня на нашем сайте мы вспоминаем одного
из основателей ООО «СДР» Юрия Борисовича Соловьева
Юрий Борисович Соловьев – человек, обладавший потрясающей энергией, авантюрист, в хорошем смысле этого слова, одаренный огромным организаторским талантом, художник с фантазией и тонким чувством новых направлений в развитии дизайна. Это он ввел такие термины как: «техническая эстетика» и «художественное конструирование», стал организатором и основателем базиса системы советского промышленного дизайна – ВНИИТЭ
Юрий Борисович родился 12 января 1920 года в Костроме. Когда мальчику было четыре года, его отца направили
на учёбу в Москву в Военно-воздушную Академию.
Юра рос в замечательном окружении: его другом был сын советского поэта Демьяна Бедного, а соседями
по коммуналке – семья авиаконструктора Ильюшина.
Семья вращалась в кругу интересных людей, которые были представителями советской художественной, театральной, технической и политической элиты нашей страны того времени
Юрий Борисович Соловьев
В 1943 году Соловьев защитил диплом в Московском полиграфическом институте, а в 1944-м поступил в Высшую дипломатическую школу, где активно занялся общественной деятельностью по проведению различных культурных мероприятий для слушателей школы. Эта деятельность была прервана внезапным отчислением из школы.
Дружба с Василием Сталиным помогла Юрию попасть
в армию в качестве военного фотокорреспондента, прикомандированного к авиационной дивизии, которой Василий Сталин командовал
После возвращения из армии Соловьев, давно увлечённый архитектурой, поступил на третий курс МАРХИ.
Чтобы обеспечить своё существование он берётся
за случайные договорные работы, выполняет проекты,
но оплату за выполненную работу получает не полностью, после чего отказывается от случайных заказов.
В Главном управлении танковой промышленности Соловьёв получает предложение спроектировать интерьер пассажирского вагона нового поколения, который планировалось запустить массовой серией

Для выполнения работы создаёт коллектив из своих однокурсников, заключает договор с Калининским вагоностроительным заводом, и 5 декабря 1945 года коллектив приступает к работе. Это был его первый дизайн-проект, в котором решались чисто дизайнерские задачи
Объём работ в сфере художественного оформления транспортных средств был колоссален, поэтому Соловьев обращается с предложением к министру транспортного машиностроения о создании Архитектурно-художественного бюро (АХБ) с опытным производством. Предложение было принято и, 25-летний студент Ю.Б. Соловьев назначается руководителем и главным архитектором первого в стране проектного дизайнерского Архитектурно-художественного бюро при Наркомате среднего машиностроения
Объём работ в сфере художественного оформления транспортных средств был колоссален, поэтому Соловьев обращается с предложением к министру транспортного машиностроения о создании Архитектурно-художественного бюро (АХБ) с опытным производством. Предложение было принято и, 25-летний студент Ю.Б. Соловьев назначается руководителем и главным архитектором первого в стране проектного дизайнерского Архитектурно-художественного бюро при Наркомате среднего машиностроения
Так как АХБ начало расти, то остро встал вопрос о нехватке кадров. Первыми сотрудниками новой организации становятся выпускники Строгановского училища и МАРХИ.
Позже в сотрудничестве с конструкторским бюро киевского завода Соловьев выполняет проект кают и рекреационного пространства речного пассажирского теплохода «Иосиф Сталин». В этом проекте впервые на водном транспорте
было применено люминесцентное освещение
Позже он участвовал в проектировании флагмана Волжского речного пароходства дизельэлектрохода «Ленин» и кают офицеров первого атомного ледокола «Ленин»
Речной пассажирский теплоход «Иосиф Сталин»
В 1956 году с подачи Соловьева было принято решение о реорганизации АХБ в Центральное конструкторское бюро № 12, специализирующееся на малом судостроении. Катера и яхты ЦКБ № 12 демонстрировались на международных выставках, получали награды.
Вершиной творчества ЦКБ, специалистов из КБ старинного, старшего друга Соловьёва – С.В. Ильюшина стала яхта «для Эйзенхауэра». Под руководством Ю.Б. был спроектирован действительно технически прогрессивный катер на подводных крыльях. Однако подарок Эйзенхауэра оказался не востребован, так как визит президента США в СССР был отменен из-за ухудшения отношений между странами
В то же время Соловьевым был спроектирован троллейбус ТБУ-1. Над этим проектом Ю. Б. работал самостоятельно внерабочее время, чтобы работа над творческим проектом не мешала основной работе
В 1957 году СССР посетил Лорд Рейли, директор Британского дизайн-центра. Он далеко не восторженно отозвался об уровне службы дизайна в стране. Ю.Б. Соловьев воспринял этот отзыв как упрёк ему как ведущему специалисту российского дизайна, поэтому посчитал, что наступило время активных действий
в направлении создания базы для развития советского дизайна
Ю.Б. обратился к руководителям Госкомитета по координации научно-исследовательских работ: «Нельзя допускать, чтобы страна с такой культурой и такими возможностями выпускала такую безобразную продукцию»
Он знакомится с мировым опытом развития дизайн-проектирования и образования, В результате его деятельности завязываются профессиональные знакомства с величайшими дизайнерами мира того времени, организуются лекции в СССР американских дизайнеров с целью популяризации этой новой сферы деятельности.
На предприятиях предлагалось организовать художественно-конструкторские группы. Для обеспечения специалистами промышленного дизайна были реорганизованы три вуза: Строгановское и Мухинское училища и Харьковский художественно-промышленный институт
Активная деятельность Соловьёва приводит к тому, что в 1962 году принимается Постановление Совмина СССР о создании Всесоюзного Научно-Исследовательского Института Технической Эстетики (ВНИИТЭ) и семь специализированных художественно-конструкторских бюро (СХКБ) в Москве, Ленинграде, Киеве, Свердловске, Вильнюсе, Баку, Тбилиси
Louwy и Ю.Б. Соловьёв
Российский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г.Строганова
СПб Государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица (Мухинское художественно-промышленное училище)
ВНИИТЭ расположился в одном из павильонов на территории ВДНХ. Соловьев, ставший директором института, создал уникальный коллектив, сформировал структуру института из трех дизайнерских отделов: машиностроения, товаров бытового потребления и транспортных средств. Создаются отделы инженерной психологии (эргономики), инженерной экспертизы
и отдел теории. Позднее были организованы подразделения графического дизайна и интерьера. Особое значение имел отдел информации с уникальной научно-технической библиотекой
В 1964 году институт начинает издавать прекрасно иллюстрированный и качественно напечатанный бюллетень «Техническая эстетика», который на долгие годы становится вестником и пропагандистом дизайна в СССР.
ВНИИТЭ организует международные дизайнерские выставки, первой из которых становится выставка британского дизайна на ВДНХ
Одной из основных задач института стало формирование научной теоретико-методологической базы дизайна, необходимой для подготовки кадров в вузах и для обеспечения профессиональной деятельности дизайнеров, пришедших работать в различные отрасли промышленности
Павильон ВНИИТЭ на территории ВДНХ
Эту задачу должен был решать отдел теории, нацеленный
на создание общетеоретических основ дизайна, изучение его отечественной и зарубежной истории, а также на разработку вариантов решения вопросов формообразования
и композиции промышленных изделий, их функциональный анализ
В результате этой работы стали активно проводиться международные выставки советского дизайна и выставки зарубежного дизайна в Советском Союзе. Институт становится авторитетной организацией в мире промышленного дизайна
Продолжая активную деятельность, Ю.Б. вынашивает новую идею – создание творческого союза дизайнеров СССР, добивается своего. В апреле 1987 года собирается учредительный съезд Союза дизайнеров СССР, на котором было выбрано правление нового союза, а Ю.Б. Соловьев становится председателем Союза дизайнеров СССР
Создание Союза вызвало необыкновенный энтузиазм
в профессиональной среде: о таком объединении мечтало
не одно поколение советских дизайнеров. Союз нужен был для повышения статуса дизайнеров, что означало их общественное признание, и укрепляло чувство профессионального единства
В 1965 году институт становится членом ICSID
(The International Council of Societies of Industrial Design) – Международного совета организаций по промышленному дизайну
В 1975 году конгресс ICSID проходит в Москве.
(Первый конгресс был организован в Стокгольме в 1959 году, затем каждые два года в разных городах мира)
Среди участников были не только отечественные представители, но и такие известные дизайнеры того времени как Т.Мальдонадо, Ю. Саловаара, М. Блэк, Ф.Баррэ
и другие
Дизайн – сфера гуманитарная, направленная на человека
и для человека. Благодаря своему творческому
и административному таланту Юрий Борисович Соловьев создал ВНИИТЭ, по его определению «институт надежды». Надежды на то, что грамотное и творческое развитие дизайна в нашей стране выведет Россию в авангард культуры, гуманности, человечности и доброты.
ВНИИТЭ был закрыт 14 июня 2013 года, а 6 октября этого же года Ю.Б. скончался
В 1977 году Ю.Б. Соловьев избирается президентом ICSID
Назаров Юрий Владимирович
Назаров Юрий Владимирович – профессор, доктор искусствоведения, член-корреспондент Отделения дизайна Российской академии художеств, член Московского союза художников, член Российской академии естественных наук, вице-президент Национальной Академии Дизайна, член Российской академии ювелирного искусства, член межведомственной комиссии по премиям Правительства Российской Федерации в области культуры
Родился Юрий Владимирович 26 апреля 1948 года
Живет и работает в Москве; 26 апреля 2023 года ему исполнилось 75 лет. Окончив МВХПУ им. С.Г.Строганова
в 1972 году, Юрий Владимирович начинает свою карьеру
с работы дизайнером во ВНИИТЭ
Далее он много и плодотворно работает в различных проектных организациях над проектами интерьеров, элементов городского оборудования, в области графического дизайна, фирменного стиля, участвует в выставках, совмещая практическую деятельность с научной и педагогической
Среди наиболее известных его работ – проектирование ряда быстровозводимых объектов «Олимпиады-80» в Москве, разработка и внедрение строительной системы «Универсал», за которую в 1987 году он был награждён Серебряной медалью ВДНХ СССР
Известен его проект пешеходной зоны Тверской улицы
в Москве (1989г.). Позже Юрий Владимирович занимается оборудованием системы детских игровых площадок «АБВГДейка», «Малыш», «Спорт» и других
Пешеходная зона ул. Тверской города Москвы
Проектировщики и оформители, готовившие Москву
к Олимпиаде, стремились решить весь комплекс художественных средств олимпийского оформления
в творческой увязке с архитектурной средой города,
создать продуманный и цельный ансамбль
Москва олимпийская, 1980 год
Игровая площадка «АБВГДЕЙКА»
Серебряная медаль ВДНХ СССР 1987год
С 2006 года по 2013 год Юрий Владимирович участвовал
в разработке проектов оформления города Сочи к Олимпийским играм. В проектах придавалось особое значение уникальной природе и элементам культуры Кавказа. Было создано специальное световое оформление, которое подчеркивало архитектурные и природные достопримечательности города
Особенное отношение жителей и гостей города Сочи
к набережной в районе «Маяк», которая стала удобной
и привлекательной для прогулок
Работы Юрия Владимировича Назарова по оформлению
города Сочи к Олимпиаде 2014 были высоко оценены
Он также участвует в разработке талисмана для российского павильона на ЭКСПО-2015 в Милане, победу одержал
Мишка-неваляшка – проект Ставиского Виталия Викторовича
Интересны дизайн-проекты светильников для интерьеров
жилых и общественных зданий Юрия Владимировича,
которыми он занимался в 2000-х годах (2000 – 2014 год)
Мишка-неваляшка – талисман российского павильона на ЭКСПО-2015 в Милане
Проект прогулочной зоны порта в Сочи
Ю. В. Назаров – один из основателей крупнейшей профессиональной организации дизайнерского сообщества – «Союза Дизайнеров России». С 1989 года по 1992 год он руководит Московской организацией «Союза Дизайнеров СССР», а в 1992 году избирается Президентом «Союза Дизайнеров России»
В 90-ые годы его руководство проходило в сложнейших условиях становления новых экономических отношений
на постсоветском пространстве, поэтому необходимо было активизировать творческую и деловую самоорганизацию дизайнерских сил страны. Для этого под его руководством создаётся разветвленная сеть местных и региональных отделений СДРФ
В это время начинают проводиться ежегодные общенациональные выставки-смотры дизайнерского творчества, выявляющие лучшие профессиональные достижения дизайнеров страны по разным номинациям
Юрий Владимирович, являясь членом Президиума Комиссии по Госпремиям РФ, членом Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, имел возможность активно пропагандировать достижения отечественной проектной культуры, что способствовало повышению авторитета российского дизайна на международной арене
Биенале «Золотая пчела»
Одной из интереснейших и очень значимых страниц его жизни стала педагогическая деятельность: преподаватель, старший преподаватель, профессор МГХПА
им. С.Г.Строганова, профессор кафедры средового дизайна РГУ им. А.Н.Косыгина, ректор Национального Института Дизайна (ЧУ ВПО «Национальный Институт Дизайна»)
Это творческий, с активной жизненной позицией человек, заслуженный деятель искусств РФ, видный отечественный дизайнер, общественный деятель и педагог, посвятивший работе более 45 лет жизни, всегда остаётся в авангарде молодых людей, ищущих свою дорогу в дизайне Он является членом жюри на выставке-конкурсе товарных знаков «Золотая Блоха»
За свою активную творческую, общественную и педагогическую деятельность был отмечен 15 Государственными и общественными наградами и премиями, а также 3 наградами Российской академии художеств, среди которых:
– Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени
– Благодарность Президента Российской Федерации
«За большой вклад в подготовку и проведение общественно значимых мероприятий всероссийского уровня»
– Благодарность Администрации Президента Российской Федерации
– Золотая медаль Российской академии художеств
– Медаль «Достойному» Российской академии художеств
– Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства
– Золотая медаль Творческого союза художников России
– Медаль Творческого союза работников культуры России
«За заслуги в культуре и искусстве»
– Медаль К. Д. Ушинского – за заслуги в области педагогических наук
– Звание «Почётный работник науки и техники РФ»
В настоящее время Юрий Владимирович Назаров – почётный президент Союза дизайнеров России
ВЕТЕРАНЫ КРОООО «СДР»
Наш сайт начинает серию рассказов об интересных людях, благодаря которым стал успешно развиваться дизайн Краснодарского края Это известные и талантливые дизайнеры
Когда слушаешь рассказы ветеранов дизайна – наших коллег – членов Союза дизайнеров об их жизненном пути, то начинаешь понимать, что слушаешь рассказы об истории нашей страны – настолько богата и насыщена самыми разнообразными событиями их жизнь
Сегодня поговорим о жизни и творчестве одного из первых дизайнеров нашего края – БРАГИНЕ ВИКТОРЕ ИВАНОВИЧЕ
Виктор Иванович Брагин
Виктор Иванович Брагин человек творческий, поэтому
после окончания в 1977 году Краснодарского Политехнического института по специальности «инженер-строитель», стремясь к тому, чтобы получать удовольствие
и удовлетворение от своей работы, поступает на вечернее отделение Краснодарского Университета промышленной эстетики по специальности «художник-конструктор»
В В 1980 году получает диплом и начинает работать
в проектных институтах города: «Крайколхозпроект», Краснодарский филиал института ЦИНОТУР Центросоюза
Работая с огромной отдачей, он быстро профессионально растёт от архитектора, старшего архитектора до главного художника-конструктора отдела, а в проектной мастерской Архитектурно-планировочного управления г. Краснодара
он занимает должность главного архитектора проекта
В это время в Краснодарском крае на предприятиях отсутствовали дизайнерские отделы Впервые на юге России
в Краснодарском филиале проектного института ЦИНОТУР
в 1991году был создан отдел дизайна, который возглавил
В.И. Брагин. Здесь при его участии было разработано
и внедрено нестандартное оборудование для двух крупнейших магазинов Крайпотребсоюза в Москве
В период с 1997 года по 2015 год его жизнь становится насыщенной идеями и работой – он главный специалист комитета по вопросам архитектуры и градостроительства
в Городской Думе г. Краснодара
В тоже время неугомонный Брагин занимается творческой деятельностью в ООО Творческая мастерская «Уютный город» на должности главного архитектора
И снова жизнь превращается в бурный поток творческой работы:
– разрабатываются проекты строительства культовых сооружений – часовен, храмов, в разных районах Краснодарского края
– реконструируются Восточный и Кооперативный рынки
в городе Краснодаре
– создаётся проект диспетчерского центра Кубаньэнерго
в городе Краснодаре
– воссоздаётся в соавторстве Триумфальная арка в честь приезда Императора Александра III в город Екатеринодар
и многое другое

Работая в Городской Думе города Краснодара, Виктор Иванович занимается:
– разработкой генерального плана г. Краснодара (2004г.)
– принимает участие в проекте планировки центральной части г. Краснодара (2008 г.)
– входит в состав группы, определяющей красные линии
для автомобильных магистралей города
– корректирует проекты планировок на застройку новых жилых районов города
За свою активную деятельность Виктор Иванович награждён:
– дипломами и грамотами как участник трёх краевых смотров-конкурсов архитектурных проектов
– Государственной стипендией Союза дизайнеров России, 2007
– Почётной грамотой института «РосНИПИ Урбанистика» г. Санкт-Петербург, 2008
Медалью Союза архитекторов России «За преданность содружеству зодчих», 2019
А также получил Благодарность департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, 2019
За участие в Российских и региональных смотрах – конкурсах Виктор Иванович Брагин был награждён
Правлением Центросоюза РСФСР почётным дипломом
за победу во всероссийском конкурсе за разработку мобильных объектов розничной торговли
Это были проекты:
– типовых мобильных точек по реализации быстрого питания на базе автобусов
– типовых интерьеров объектов розничной и оптовой торговли для Крайпотребсоюза (Центросоюз)
Виктор Иванович неоднократно принимал участие
в конкурсах по проектированию монументальных сооружений в качестве дизайнера архитектурной среды:
Памятник Генералу Корнилову
Памятник «Казакам-основателям
земли Кубанской»
Скульптурная композиция пограничникам южных рубежей России
Архитектурная композиция, посвящённая защитникам Пашковской переправы
Несмотря на общественную и творческую занятость Виктор Иванович не оставляет работу со студентами
Начав педагогическую деятельность в 1995 году в качестве старшего преподавателя в институте ИНЭП при Кубанском Государственном университете на факультете дизайна, где преподаёт дизайн архитектурной среды, он с 2011 года работает доцентом кафедры архитектуры Кубанского Технологического университета, продолжая своё руководство курсовыми и дипломными работами
Виктор Иванович Брагин – очень деятельный творческий человек, стремящийся всегда быть в курсе новых достижений в дизайне, архитектуре, строительстве, поэтому молодёжи интересно с ним общаться, узнавая много нового для них
Зубенко О.А., Брагин В.И., Батуркин А.П., Тихоплав Г.А.
на просмотре курсовых проектов студентов ИНЭП